Накипело / Том Изьяватас. Мурманск

НАКИПЕЛО…

Продолжу тезис Г.П.Ледкова: «Налицо некомпетентность и непонимание и незнание истории», однако применимый к другой ситуации…

Встреча проходила не в саамском шатре, а в ижемском подворье «Изьватасйор».

В последнее время стала «модным» говорить и писать отдельными представителями власти региона и общественности региона, что:
— с. Краснощелье Ловозерского района — саамское село. Однако это территория традиционного и компактного проживания коми-ижемцев. Основатели коми-ижемец Рочев Яков Аникиевич, коми-ижемец Филиппов Фёдор Ефимович (мой прадед по материнской линии) и ненец Выучейский (Вывчий) Митрофан Максимович. Название Краснощелье переводится с коми-ижемского как КРАСНЫЙ (по цвету песка) крутой берег.

— Праздник Севера и традиционный День Оленевода, который в этом году отметили в с. Ловозеро в 85 раз — саамский праздник. Однако, мероприятие проводится в целях сохранения и развития национальных культур народов Севера.

…Однако не стоит забывать и о других коренных народах, проживающие на территории Кольского Заполярья!

НЕМНОГО ИЗ ИСТОРИИ

Начало формирования этнической группы ижемских коми приходится на конец XVI в. на берегу реки Ижма (от сюда и название – ижемцы). За многие столетия освоения Европейского Севера ареал расселения коми-ижемцев распространился на 5 субъектов Российской Федерации: Республика Коми, Мурманская область (Ловозерский район), Ненецкий автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ (Шурышкарский район) и Ханты-Мансийский автономный округ (Белоярский и Березовский районы). Количество проживающих в России 15 607 человек (2002 г.), в т.ч. на территории Мурманской области проживает 1128 коми-ижемцев.

Изьватас имели самые крупные в Западной Европе к началу ХХ века оленьи стада. По официальным данным, численность оленьих стад у коми-ижемцев составляла более 300 тысяч голов. Ижемские оленеводы были самыми богатыми людьми на Севере, а некоторые – даже купцами первой гильдии. Коми-ижемцы совершили настоящую революцию в сфере оленеводства — превратив его в товарное производство, не только за счет продажи мясо оленины, но и за счет изготовления замши. Оленеводы активно занимались торговлей, не только на Европейском Севере и в Зауралье. В XIX веке их магазины были в Питере, Москве, Лондоне и Париже. В основном ставку делали на замшу. В ту пору это был очень дорогой и модный материал, из которого изготовлялось всё что угодно: и одежда, и обувь, и женские аксессуары.

Коми–ижемцы совершили последний подвиг великого переселения из исторической родины на другие территории спасая оленей от голода и болезней. И на протяжении 130 лет изьватас проживают в Мурманской области на территории традиционного расселения своих предков, сохраняют родной язык, самобытную культуру, ведут традиционный образ жизни. Кольские изьватас внесли существенный вклад в развитие региона: оленеводство на Кольском п‑ове с приходом изьватас в упадок не пришло, оно с каждым годом все более процветало. Так, в 1902 стада изьватас насчитывали 18 тыс. оленей, в 1909 — 30 тыс. Видя необыкновенный прирост в стадах изьватас, саамы также стали переходить на их метод пастьбы оленей — стали охранять свои стада, устраивать загоны, переходить к торгово-предпринимательскому скотоводству, оседлому образу жизни. В отличие от ненцев и саамов изьватас имели улучшенный чум, усовершенствованную одежду и обувь. Авторитет изьватас, основанный на трудолюбии и предприимчивости, все же заставил жителей Ловозерья признать законность их проживания на Кольском земле. Десятилетняя борьба ижемцев за право проживания на Кольской земле завершилась победой: 10.05.1897 семьи ижемцев, приехавших первыми, были приняты в члены Ловозерского погоста (ссылка на источник: http://lexicon.dobrohot.org/).

P.S. #Россия – многонациональное государство с уникальным культурным многообразием и духовной общностью различных народов. Стратегия национальной политики государства — гармонизации межнациональных и межэтнических отношений, укрепление единства национальных меньшинств и обеспечения условий для их полноправного развития.

«Каждый народ – это бриллиант в короне Российской империи. Потеря бриллианта – это потеря лица империи. Поэтому каждый народ в России ценен».

В Ловозере в 34-й раз проходят Традиционные летние саамские игры — Мурманский вестник.

Источник — страница Том Изьватас ВКонтакте

dsc5927_750_auto_5_80

 

Накипело / Том Изьяватас. Мурманск: 3 комментария

  1. Андрей Данилов:

    Мурманский вестник и не такие косяки выдает.
    Во всех пабликах вчера отметил гостеприимство народа коми-ижемцев. Мы сидели чай пили вместе коми-ижемцы, саами, русские. И спасибо за теплый прием и беседы.
    Но когда сми допу,кают такие ляпы, это недопустимо.

    Я вчера именно этот кусочек статьи процитировал. И коми-ижемцы верно подметили неточность в публикации.

    Нравится

  2. Елена Яковлева

    Андрей, хватит прятаться и использоваться коми-ижемцевами и всеми теми, кто тебе платит. Саамский народ знает стратегию твоих «хозяев». Земли охотугодья, оформленных по Закону «Белгородцам» — саамам не принадлежат! Саамы сказали: «Пусть коми сейчас почувствуют нас саамов — когда захватывали наши земли и наших оленей, и сегодня ещё говорят, что саамы, никогда, до их прихода оленей на пасли! А в Скандинивии саамов тоже Коми научили оленей пасти?! В современное время — земля, отданная под охотья Белгородцам — не саамская земля ( её захватили Коми — ижемцы). Андрей, не нужно размахивать саамским флагом без ведома и одобрения саамов.

    Нравится

  3. Наталья Чупрова

    Елена Семёновна, я к Вам отношусь с уважением. И без знания прошлого не возможно будущее!
    Вы как представительница саамской общественности прошу донести до саамского народа немного информации из истории:
    Во второй половине XIX века фиксируется относительная этническая однородность жителей Кольского полуострова. Почти вся территория этого северного края была заселена саамами, исключение же составлял Терский берег от Кандалакши до реки Пялицы, где в основном проживало русское население. Саамам удалось сохранить сравнительную экономическую и культурную изоляцию, несмотря на множественные контакты с окружающими их людьми. Это стало возможным благодаря тому, что их интересы никогда не были в конфликте с экономическими интересами русского населения.

    Это продолжалось вплоть до конца XIX века, а затем этническая и демографическая картина на Кольском полуострове начала постепенно меняться. Изменения эти были связаны с началом переселения на Кольский полуостров ижемских коми.

    Традиционный хозяйственный комплекс саамов и поморов, которые населяли этот край, включал в себя оленеводство, однако преимущественно в транспортном его значении. До появления здесь к концу XIX века ижемских коми говорить о крупнотабунном оленеводстве было слишком рано. Вместе с тем здесь имелись благоприятные условия для дальнейшего развития оленеводства: существовавшие пастбища использовались далеко не полностью, а поголовье оленей могло быть вполне увеличено. Таким образом, появление на Кольском полуострове ижемских коми с несколькими тысячами оленей не вызвало препятствий со стороны аборигенного населения.

    Инициатива переселения на Кольский полуостров принадлежит владельцам круппных оленьих стад, поскольку только зажиточные оленеводы могли пойти на риск потери части стада и могли рассчитывать на то, что впоследствии им удастся его восстановить.

    Воссоздание коми-ижемцами крупнотабунного оленеводства на Кольской земле означало воссоздание экономической основы их традиционного хозяйственного комплекса. Численность оленей в стаде коми-ижемцев вплоть до Первой мировой войны непрерывно возрастала: 1891 г. – 10 тыс. голов, 1909 г. 30 тыс. голов, 1910 г. – 36 тыс. голов, 1914 г. – около 40 тыс. голов.

    Оленеводство, безусловно, играло ведущую роль в хозяйственной жизни коми-ижемцев, но значение имели также и другие производящие отрасли. В отношении рыболовства у коми-ижемцев была договоренность с саамами о том, что они не будут претендовать на их рыболовные тони. Коми лишь понемногу ловили рыбу в небольших реках и озерах во время их кочеваний с оленями по тундре. В основном для хозяйственного освоения коми использовали прибрежную часть. Из других видов промыслов, восстановленных ижемцами на новом месте, занимались земледелием и смолокурением.

    В целом же анализ экономической структуры хозяйства Кольских коми показывает, что традиционный ижемский хозяйственный комплекс был воссоздан на новом месте без особых потерь. Так как по своей структуре коми-ижемский хозяйственный комплекс был вариативен, это позволяло переселенцам использовать территории, которые местным населением освоены были слабо. И таким образом ижемцы смогли избежать серьезных конфликтов с аборигенным саамским и поморским населением.

    Исходя из выше написанного из истории: ижемцы не захватывали земли и оленей. А только внесли вклад в развитие региона благодаря трудолюбию, целеустремленности и в гармонии с природой.

    Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s